Рисунки на ткани


История развития техники и технологии художествен­ного оформления материала - яркий пример чрезвычайно высокой требовательности мастеров к себе и результатам своего труда. Рисунки для ткани стали наносить еще в древности. Узорчатое раскрашивание было известно еще в те далекие времена, когда о технике печатания в современ­ном значении этого слова не могло быть и речи. Первона­чально узор наносился кистью или другим ана­логичным инструментом. Из старинных документов видно, что подобные способы нанесения рисунков на ткань полу­чили особое развитие в Индии, Китае и Египте, прежде чем стали известны в Европе.

В китайских рукописях VIII века упоминается о спосо­бе нанесения рисунков для ткани с помощью воска. О сущест­вовании в Древнем Египте искусства раскраски материала мы узнаем из записей «Естественной истории» Плиния Стар­шего, относящихся к I веку н. э.: «В Египте раскрашива­ют одежду удивительным способом: после валки на белую ткань наносят не краску, а вещества, поглощающие краси­тели или разные вещества, имеющие свойства при одном и том же процессе окрашивания давать различные цветные соединения. К этим веществам надо отнести уксусно-глиноземную соль. Ее египтяне приготовляли, растирая в кислом соке пальмовых деревьев жирную глину и насы­щая этот раствор содою».

Различные способы резервирования играли в древние времена большую роль и, по-видимому, применялись чаще, чем прямое накрашивание кистью. Отдельные места покрывались веществом, препятствующим при крашении прониканию красителя. Таким образом, создавались рисунки для ткани. Чаще всего для этого использовали расплавленный воск, который наносили на материю из небольшой металличе­ской чашечки с носиком. Подобный способ применяют и в наше время коренные жители на Яве и Су­матре под названием «восковой батик». При упрощенном способе резервирования  основу целиком заливали расплав­ленным воском. В процессе крашения затвердевший слой воска частично разрушался, краситель проникал через тре­щины и окрашивал материал, в результате получался случай­ный узор, напоминающий сетку или соты.

Другой старинный способ создания узоров состоял в том, что материю в определенных местах туго перевязывали лентой или шнуром и в таком виде красили. Перевязанные места не прокрашивались и на основе получался своеобраз­ный рисунок на ткани. При вторичном крашении узлами перевязы­вали новые места ткани и таким образом получались узоры, границы которых, слегка окрашенные другим тоном, отличались удивительной мягкостью в переходах краски из одного тона в другой. Описанный способ узорчатого применяется и в на­стоящее время: в Малайе он называется «планги» (про­бел, пятно), в Индии - «бандана» (связывать), в Японии- «тибари» (связывать узлом).

В ходе развития техники узорчатого расцвечивания перешли к украшению материи стилизованными узорами. Этот способ, который в наше время полностью механизиро­ван, еще сравнительно недавно - всего 150-200 лет на­зад - был ручным. Рисунок на ткани печатался или «набивался» на основу при помощи особых деревянных досок с вырезанным на них орнаментом. Поэтому продукция, украшенная подобным способом, получила название набоек.

Сведения о древнейших набивных материалах отрывочны и неполны. Трудно определить время зарождения набойки. Ее родиной принято считать Индию, страну с издавна раз­витым хлопководством и обилием красящих веществ. Об искусстве мастеров прошлого можно судить, наблюдая за работой немногочисленных ремесленников сегодняшней Индии, которые в угоду туристам расцвечивают естествен­ными красителям хлопчатобумажные материи способом «каламка». Из Индии рисунки для ткани распространилась в другие страны Азии и Африки.

О времени и месте появления искусства набойки в Западной Европе точных данных не сохранилось, но первые достаточно достоверные сведения касаются набивных тканей Италии. Мастера вхо­дили в гильдию живописцев. Этим объясняется то, что первое упоминание о европейской набойке мы встречаем в «Трактате о живописи», написанном, по всей вероятности, в конце XIV века итальянским художником Ченнино, работавшим в Падуе и Флоренции. Наряду с инте­ресными сведениями о живописной технике своего времени. Он сообщает и «о способе окрашивать ткани набив­ным трафаретом», подробно описывает приспособления, процесс работы и рецепты красок, приводит иллюстрации процесса рисунков для ткани.

 
 
 
Рисунки для ткани ООО АРТ-Профи г. Пермь © 2008 ООО АРТ-Профи